передал ученикам Ли Цзиньфань

продемонстрировал Ли Цзяньго

обобщил Гао Фэй

Тайно передававшееся искусство меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана

(опубликовано в "Чжунхуа ушу" N4-6/01)

перевел на русский язык: С.Л.Березнюк


1.Введение

Искусство меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана - это один из важнейших методов действий с оружием тайцзицюань семьи У, оно было создано племянником У Юйсяна (1812-1880), представителем второго поколения мастеров тайцзицюань семьи У господином Ли Ию (1832-1892) в 1861 году на базе фундаментальных принципов тайцзицюань семьи У. Это искусство действий мечом-дао тайно передавалось внутри семьи Ли, было методом наработки тайцзицюань семьи У, передаваемым только среди людей, по крови принадлежавших к роду Ли, не имевший в своих жилах крови рода Ли не мог изучать это искусство, поэтому последующие поколения и назвали его "искусство меча тайцзи родичей Ляня и Жана".

Основной представитель второго поколения тайцзицюань семьи У господин Ли Цзинлунь, прозванный Ию, другое прозвище - "господин Ли Да", был родом с улицы Нэйсицзе города Гуанфучэн уезда Юннянь провинции Хэбэй, цзюйжэнь времен династии Цин, с 1852 года начал изучать тайцзицюань у своего дяди У Юйсяна. Под влиянием дяди Ли Ию очень заинтересовался тайцзицюань и усердно занимался, тщательно шлифуя технику и многократно отрабатывая каждую форму, тут же все записывая и расклеивая бумагу на книжных полках, в каждой форме непременно добивался округлости - лишь тогда останавливался для отдыха. Ли Ию был искусен как в технике боя, так и в законах кулачного искусства, в беседах постигал истину, усердным трудом нарабатывал мастерство, и таким образом непрерывно развивал полученные от дяди У Юйсяна базу кулачного искусства и его законы. Он написал "Небольшое введение в тайцзицюань", "Пятииероглифный секрет", "Тайные речения об искускании", "Семь стоп и четыре фразы о поднималии, ведении, расслаблении и испускании", "Необходимые слова о прохождении каркаса и ударяния руками в наработке в передвижении", "Рифмованые правила второстепенных рифм об ударянии руками", "О пустом и полном, раскрывании и смыкании", а также нарисовал две картины "Левый и правый рисунки пустого и полного". Однако его основной вклад в тайцзицюань заключается не только во всестороннем преемствовании и развитии тайцзицюань семьи У, в результате чего он стал одной из крупнейших фигур истории развития тайцзицюань, но и в том, что внутри своей семьи он обобщил идеи Ван Цзунъюэ, У Юйсяна и свои собственные в "Анналах тайцзицюань родичей Ляня и Жана", и оставил после себя три рукописных экземпляра этой работы. Один экземпляр он передал единоутробному брату Цисюаню, один - любимому ученику Хао Хэ, один оставил себе. Это и есть те самые секретные трактаты тайцзицюань "Старые три книги", про которые хорошо знают в мире.

Выход в свет "Анналов тайцзицюань родичей Ляня и Жана" оказал непереоценимое воздействие на изучение и передачу тайцзицюань, тайцзицюань семьи У быстро распространилось по всей стране, став одним из наиболее влиятельных видов кулачного искусства. В 1929 году внук господина Ли Ию - Ли Фуинь в 13-й средней школе провинции Хэбэй впервые опубликовал "Анналы тайцзицюань родичей Ляня и Жана" на олеографе и написал к ним предисловие. В 1938 году этот трактат уже был издан методом литографии. Весной 1935 года другой внук Ли Хуайинь также опубликовал "Анналы тайцзицюань рода Ли" в провинции Шаньси печатаньем со стереотипа, написал к ним предисловие, в результате чего тайцзицюань семьи У стало боевым искусством как с теоретическим, так и с практическим разделом. Это было не только большой работой по распространению тайцзицюань семьи У, но и имело смысл с точки зрения развития всего тайцзицюань. Ли Ию передал свое искусство сыновьям Баоляню и Баожану, жившему в Гуанфучэне Хао Вэйчжэню и жившему в уезде Цинхэ провинции Хэбэй Гэ Фулаю. Позднее у каждого из них были свои ученики. Ли Шицюань (Баолянь) обучил Ли Хуайиня, Ли Танъиня и Ли Цзиньфаня.

Представитель четвертого поколения мастеров тайцзицюань семьи У господин Ли Цзиньфань (1920-1991) был потомком внучатого племянника господина Ли Ию. С детства он изучал тайцзицюань у второго сына Ли Ию господина Ли Сюньчжи, у старшего сына Ли Ию господина Ли Шицюаня изучал методы действий с оружием, постиг суть методо боя семей У и Ли. Ли Цзиньфань несколько десятилетий усердно шлифовал искусство, постиг его суть, мог следовать форме и изменяться, и потому выработал индивидуальную особую манеру. После смерти представителей прежнего поколения Шицюаня и Сюньчжи именно у него хранились трактаты по кулачному искусству семьи Ли. Ли Цзиньфань обладал высокими моральными качествами, не скрывал технику, в старости полностью передал тайцзицюань родичей Ляня и Жана ученикам, таким образом ученики получили такие раритеты тайцзицюань, в течении трех поколений не покидавшие семьи Ли, как первый экземпляр работы Ли Ию "Пятииероглифный секрет", "Схема необходимого в тайцзицюань", "Схема пустого и полного, раскрывания и смыкания", "О пустом и полном, раскрывании и смыкании", написанные Ли Цисюанем (младшим братом Ли Ию) "Одноиероглифный секрет", "Рифмованые правила тайцзицюань разговорным языком". Эти секретные трактаты оказали огромное воздействие на постижение глубин тайцзицюань, развитие ушу.

Ли Цзиньфань был не только представителем четвертого поколения родовой версии тайцзицюань семьи У, но и крупным современным собирателем информации по тайцзицюань семьи У. На базе полного воспреемствования искусства боя без оружия и с оружием тайцзицюань семьи У и собственных тренировок в течении нескольких десятков лет он составил теоретические произведения, содержащие важные указания по наработке - "Пересмотр древних трактатов", "Поиск пропавшего и соединение с первоначальным", "Суть слов поучения искусству", обогатившие теоретическую стройность тайцзицюань. Эти теоретические работы высоко оценены в современном мире боевых искусств. К пирмеру в "Суть слов поучения искусству" господин Ли Цзиньфань написал такие слова: "При наработке непременно в сердце должно быть обдуманное, заставляющее мыслить, собирающее тело, двигающее глоза, наблюдающее за руками... Так тренируются без оружия, так же тренируются и с оружием. Иными словами, при тренировке с оружием ли, без оружия ли - внутри надо продумывать каждое движение, каждую форму, лишь так двигаясь и можно слить воедино кулак и теорию, соединить с присущим данной форме смыслом, опирание идет на приказ мысли телу, тело опирается на приказ и двигается, сила следует приказу и достигает, глаз следует приказу и смотрит; мысль, глаз и сила концентрируются в точке где получается результат." Также он предостерегал тех, кто будет заниматься: "Занимаясь кулачным искусством непременно нужно заниматься наработкой. Изучаешь приемы но не изучаешь методов наработки - до самой старости так и останешься пустым местом. Это относится как к бою без оружия, так и к бою с оружием. В каждом стиле и в каждом направлении есть свои методы наработки как для боя с оружием, так и для боя без оружия. У первоучителей всех школ и направлений были трактаты по боевому искусству, рифмованые секреты которые они передавали из поколения в поколение, тренироваться нужно в соответствии с этими рифмоваными секретами. Эти рифмованые правила - великая суть, коренятся в теории боевого искусства. В тренировке нужно познавать их собой, сливать воедино собственные успехи с правилами кулачного искусства. Трактаты по боевым искусствам и рифмованые правила - это указания по тренировке, нужно напрягать ум и познавать телом..."

2.Важные пункты в тренировке искусства меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана

Самой важной особенностью искусства меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана является то, что во время осуществления наработки требуется добиваться в методах действий корпусом центрированности и прямизны, спокойной расслабленности, естественности, упор должен делаться на применение "методов усилия", а не "технических методов". Естественно, "методы усилия" тренируются посредством "технических методов", нужно чтобы были живые "методы усилия", тогда непременно будут точные и четкие "технические методы", с помощью скрытых возможностей тела будет осуществляться систематическое упорядочение в соответствии с принципами тайцзи.

При тренировке базы в каждой отдельной форме во всех вращениях и поворотах пустое и полное должны быть четко различимы, нельзя действовать кое-как, нужно вырабатывать прямизну копчика, это - наиболее базовый принцип. Внутреннее усилие должно отдавать указания внешней форме, руки, глаза и методы перемещений должны быть полностью согласованы между собой, отсюда и достигается то, что внутренние три координации (мысль-и, энергия-ци, сила-ли, сущность-цзин, энергия-ци, дух-шэнь) и внешние три координации (координация кистей рук и стоп, координация локтей и коленей, координация плеч и бедер) на высоком уровне соединяются в единое целое.

Самое важное, что надо понять для наработки, заключается в том, что перемещения в искусстве меча тайцзи родичей Ляня и Жана большие и яростные, быстрые, не подобны скольжению по грязи, высшим является атака первым, в блоках, подпорках, преграждениях и отбивах меч подобен развевающемуся по ветру поясу, кружит вокруг тела. Во время перемещений надо от окружности переходить к точке, от точки переходить к окружности, трансформации непредсказуемы, хочешь - и колешь, следуешь ситуации - и транформируещься, вверх и вниз, влево и вправо, захотел - скоблишь и срубаешь, требуются продольная раскрытость с пронизыванием насквозь, погруженная героичность и легкая ловкость, уворачиваемость и непостоянность, нельзя быть закостеневшим и неподвижным, все тело расслаблено. Во время тренировки ее длительность и скорость движений базируются на индивидуальных возможностях занимающегося, нельзя требовать чего-либо твердо, нужно быть естественным, двигаться по порядку и постепенно, и тогда мастерство придет.

3.Требования при тренировке искусства меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана

При тренировке искусства меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана нужно обращать внимание на несколько ключевых пунктов, а именно кисти рук, глаза, корпус, перемещения и закалку цзин, ци и шэнь.

(1)Методы рук: Форма кисти руки в искусстве меча тайцзи родичей Ляня и Жана - это вертикальная ладонь обращенная ребром вперед с осевшим запястьем, называемая "ладонь пяти цветков". Кисть руик естественно раскрыта, центр кисти вобран внутрь, словно рука что-то бросает, пронизанность - до кончиков пальцев, мысль сосредоточена в основании ладони и на острие меча.

(2)Взгляд: Глаза - это ростки сердечной живости, показатель сконцентрированности цзин и шэнь. Где внимание - там и руки, взгляд ясен - стрела попадет в цель. Взгляд должен быть острым и пронзительным.

(3)Методы действий корпусом: Копчик прям, спокойная расслабленность и естественность, в базовых положениях корпус не должен ни на миллиметр наклоняться вперед или отклоняться назад, перекашиваться влево или вправо. Если позвоночник не вертикален - за всю жизнь можно не достичь результатов.

(4)Перемещения: Пустое и полное должны быть четко различимы, ноги от начала и до конца не должны быть выпрямлены, нужно иметь внутреннюю собранность, намерение упрыгнуть. При перемещении ноги первой касается земли пятка, нога опустошена, носок приподнят вверх, после полной постановке стопы на землю при переходе к следующей форме следует сначала "опустошить" ногу, нога касается земли носком, при перемещении передней ноги ее надо распрямить, пятка движется по земле, вес тела остается на задней ноге, и лишь потом переносится вперед.

Помимо этого, цзин, ци и шэнь являются высокими границами тренировки тайцзицюань, закаляются посредством внешнего формирования методов действий руками, взгляда, методов действий корпусом и перемещений, цель этого - закалить цзин и трансформировать в ци, закалить ци и трансформировать в шэнь, достичь того, чтобы цзин, ци и шэнь были соединены в окружность, в высокой степени сливались в единое целое, дабы укрепилось тело, ушли болезни, продлились годы жизни.

4.Рифмованые секреты искусства меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана для проговаривания про себя во время тренировки

Меч подобен странствующему дракону, формы подобны волнам,
Быстрый как ветер, потрясает горные пики;
Перемещения ловкие, глаза подобны молниям,
Чувства внутри обширны, храбрость выдающаяся;
Возвращаешься сразу, искусством овладел, многократная изменчивость,
Мастерство непредсказуемо, искусство явно высокое;
Инь и ян друг сквозь друга протекают - метод хорош,
Инь и ян разделены - техника неискусна;
Если спросить - в каком месте ин и ян?
Детально исследуй низ ног, руки и поясницу;
Хочешь стать человеком с хорошими телом и руками -
Инь и ян должны согласовываться, проявление чудесной наработки;
Стремись познать сокрытое в базе настоящее мастерство,
Когда меч идет в пустоте - пустота не пуста;
Старайся понять в нем истинное мастерство,
Пройди всю страну по всем дорогам.

5.Особенности тренировки искусства меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана

Данное искусство действий мечом - это особенность школы родичей Баоляня и Баожана (еще его называют "меч дракона и феникса", "меч инь и ян"), оно было создано первоучителем Ли Ию в 1861 году. Его особенности таковы: на тыльной стороне клинка в 20см от острия добавлен "драконий рог" в 33см, лучше всего чтобы он был размером с ширину клинка меча-цзянь.

Его смысл:

1.Во время парной тренировки с мечом-дао против меча-цзянь, "рогом дракона" можно затягивать и выкручивать меч противника, вырвать и отбросить оружие противника либо сломать его.

2.В реальном бою если после укола в живот повернуть меч и выдернуть его обратно, то можно вырвать внутренние органы; при уколе в ребра на обратном ходе можно сломать кости. Поэтому этот тип меча еще называют "меч возвращающийся с кишками", "меч разрывающий кишки", "меч разрубающий душу".

Помимо этого, меч данного типа имеет красивую форму и приятен на вид.

6.Иллюстрированное разъяснение тренировки искусства меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана

Примечание: используемые при описании комплекса термины "вперед", "назад", "влево" и "вправо" относятся к направлению, куда обращен лицом тренирующийся.

Исходное положение

Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки естественно свешиваются по сторонам, корпус чуть осевший, ноги чуть согнуты. Левая рука держит меч, который тыльной стороной клинка примыкает к левому предплечью, лезвие обращено вперед, клинок вертикален, острие направлено вверх. Средний палец левой руки выпрямлен и примыкает к рукояти, остальные четыре пальца обхватывают гарду, смотреть горизонтально вперед (рис.1).

Важные пункты: требования к корпусу в этой форме строги, требуется подобрать грудь, подать спину, расслабить плечи, опустить локти, округлить промежность, защитить пупок, опустить ци в даньтянь, цзин и шэнь сконцентрированы в высокой степени, устранить всякую спутанность в мыслях, проговаривать про себя рифмованые секреты: "Меч подобен странствующему дракону, формы подобны волнам, ...Пройди всю страну по всем дорогам."

(1)Бросить камень и спросить о дороге
(здесь под словом "дорога" имеется в виду не обычный путь, а "вхождение во врата" искусства меча тайцзи)

1.Ноги не двигаются, левая рука медленно-медленно движется влево-вперед по дуге. При этом лезвие направляется вверх, острие - назад, а рукоять - вперед. Пальцы правой руки раскрываются, центр ладони обращается вниз. Корпус чуть-чуть поворачивается влево, взгляд направляется влево примерно под углом в 120 градусов (рис.2).

Важные пункты: поясница должна чуть повернутсья влево, внимаине направляется влево-вперед, словно впереди имеентся враг, смысл - подготовка к контратаке.

2.Правая нога и правая рука одновременно движутся влево-вперед под углом примерно 120 градусов, правая пятка первой ставится на землю, тут же на землю становится вся стопа, образуется правая гунбу. Левый носок отворачивается наружу на 45 градусов, пятка вращается на земле, усилие идет вверх. Правая ладонь вертикальна, пальцы направлены вверх, основание ладони толкает вперед, смотреть влево-вперед (рис.3,4).

Важные пункты: шаг, поворот поясницы и поворот бедер осуществляются одновременно. Нужно, чтобы "достигала мысль, достигало тело, достигали руки, достигали ноги, достигало усилие". Мысль - в основании правой ладони, вся форма должна противостоять форме "Войти во врата и поклониться другу" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(2)Чэнь Бу поднимает восстание
(Чэнь Бу был руководителем крестьянского восстания в конце династии Цинь, здесь от тренирующегося требуется иметь внутри ощущение справедливости своего дела)

1.Ноги не двигаются, правая сторона поясницы идет назад, правая рука следуя движению перехватывает рукоять меча из левой руки, острие меча идет вверх а сам он - рубит вперед, смотреть на лезвие (рис.5).

Важные пункты: правая рука должна перехватить меч ловко, поясница и бедра поворачиваются как мельничный жернов, верх и низ согласованы.

2.Левая нога не двигается, правая нога шагает влево, образуется правая гунбу, правая рука держит меч, клинок вертикален, лезвие направлено влево-вперед, осуществляется разрубание мечом, меч идет по дуге сверху вниз. Пальцы левой руки арскрыты, центр ладони обращен вниз, кисть размещается у левой стороны живота (рис.6).

Важные пункты: мысль - на скоблящей вниз передней части лезвия, лезвие оттягивается вверх, вся форма должна противостоять форме "Разогнать облака и достать звезды" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(3)Вэй Бин закидывает удочку
(в этой форме надо двигаться с таким же изяществом, с каким Цзян Тай-гун удил рыбу)

Корпус оседает назад, левая нога не двигается, правая нога отступает на полшага и носком чуть касается земли впереди, меч идет по дуге сверху вниз, лезвие рубит по диагонали вниз. Левая рука размещается у правого запястья, смотреть на лезвие (рис.7).

Важные пункты: правая рука и правая нога возвращаются одновременно, мысль - на лезвии.

(4)Одиночный хлыст

Держащая меч правая рука от груди описывает снизу вверх большую дугу, правая нога делает шаг вперед и сгибается в колене, держащая меч правая рука выполняет горизонтальный толчок мечом вперед, лезвие обращено вперед, клинок образует прямой угол с рукой; левая рука оттягивается назад, центр ладони обращен вниз, образуется позиция "одиночный хлыст". Смотреть на лезвие (рис.8).

Важные пункты: правая рука и правая нога вместе продвигаются вперед, мысль - на середине лезвия. Данная форма должна противостоять форме "Бить траву опасаясь змеи" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(5)Удав-оборотень выходит из пещеры

1.Держащая меч правая рука ведет меч по дуге влево-вниз (к внешней стороне левой стопы); одновременно левая нога делает шаг вперед, левая кисть взмахивает вперед и центром ладони нажимает на тыльную сторону клинка, пальцы направлены вниз и плотно толкают. Лезвие движется вниз и назад, поясница поворачивается влево, левая нога сгибается в колене, смотреть на "рог дракона" на тыльной стороне клинка (рис.9,10).

Важные пункты: левая кисть плотно примыкает к тыльной стороне клинка, меч словно скоблит вдоль внешней стороны левой ноги, мысь - на внешней стороне клинка или в районе "рога дракона", правая рука обращена центром ладони наружу. В этой форме меч тыльной стороной клинка примыкает к противнику, меч и тело должны откликаться друг другу.

2.Правая нога быстро шагает вперед, пятка первой становится на землю, носок приподнят. Одновременно правое запястье переворачивается, обращая правую кисть ладонной стороной наружу, лезвие поворачивается на 180 градусов и обращается вперед. Одновременно правая рука поднимается верх, рукоять меча идет вверх, острие обращено вниз, пальцы левой руки раскрываются, кисть примыкая к средней части тыльной стороны клинка толкает вперед (рис.11).

Важные пункты: шаг должен быть быстрым, перевернуть меч надо быстро, правая рука должна повернуться вокруг своей оси, толкнуть и потянуть.

3.Держащая меч правая рука поднимается вверх и размещается выше правой щеки. Одновременно левое колено поднимается, левый носок направляется вних, стопа натягивается, образуется позиция на одной ноге. Левая кисть размещается перед грудью, ладонь плотно примыкает к тыльной стороне клинка. Смотреть вперед (рис.12).

Важные пункты: поднять меч и поднять ногу надо быстро, ловко, быстро как ветер.

4.Продолжая движение левая нога опускается вниз и быстро продвигается влево, пятка ставится на землю, носок приподнят; правая нога притоптывает и с силой наступает на землю, быстро проскальзывая вперед (рис.13).

Важные пункты: перешагнуть надо резко и яростно, быстро перепрыгивая вперед.

(6)Повернуть голову и посмотреть на луну

1.Левая стопа полностью становится на землю, обе руки берутся за рукоять и опускаются, заставляя меч идти вниз и к правой стороне тела, острие меча идет вперед-вниз быстро описывая дугу, тыльная сторона клинка направляется наружу-вниз и размещается перед животом. Смотреть на острие меча (рис.14).

2.Левая нога делает шаг вперед и полностью становится на землю, острие меча идет по большой дуге вниз и назад, левая ладонь взмахивает вперед, пальцы распрямляются, присутствует ощущение сметания. Одновременно левая пятка вращается на земле, носок поворачивается на 180 градусов внутрь, левая нога зашагивает перед правой, одновременно корпус поворачивается на 180 градусов слева вправо-назад. Меч из района сверху от корпуса рубит вниз, острие направлено по диагонали вверх, пальцы левой руки раскрыты, кисть размещается перед грудью, пальцы направлены диагональон вперед. Смотреть в направлении острия меча (рис.15,16).

Важные пункты: поворот корпуса на 180 градусов должен быть быстрым, методы действий мечом и методы корпуса должны быть полностью согласованы, все идет одним движением, верх и низ взаимно следуют, смысл - в разрубании. Данная форма должна противостоять форме "Указать на восток и ударить на запад" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(7)Четыре формы из Западной Ганьсу
(Данная форма скомпонована из четырех "стрижений запястья",
это самый важный метод действий мечом искусства меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана и его душа)

1."Укрывание меча": из предыдущей позиции не смещая ног все тело сдвигается назад, держащая меч правая рука быстро оттягивается назад, смотреть на правое запястье, левая ладонь распрямлена и обращена по диагонали вправо (рис.17).

Важные пункты: движение быстрое, это - метод избегания меча противника. При тренировке на мечах если противник своим мечом выполняет "стрижение внутрь" по моему запястью, то я быстро уклоняюсь.

2."Стрижение запястья" наружу: из предыдущей позиции левая нога не смещается, правая нога быстро отступает на шаг назад. Правая рука с мечом идет по дуге снизу вверх, острие по диагонали накрывает внутрь и колет вперед, левая кисть с распрямленными пальцами размещается под правой рукой. Смотреть в направлении острия меча (рис.18).

Важные пункты: действия всего корпуса должны быть живыми и ловкими, когда острие меча накрывает внутрь и вниз, то смысл движения - в выполнении острием "стрижения" наружу по противнику.

3.Укол в ребра: из предыдущего положения левая нога не смещается, правая нога шагает вперед образуя правую гунбу, острие меча вкручиваясь колет вперед. Правая кисть обращается ладонной стороной вверх, лезвие меча обращено к левой кисти, клинок горизонтален. Левая ладонь прикрывает у правого запястья, пальцы направлены по диагонали вверх, смотреть в направлении острия меча. Смысл в том, чтобы пока "перемешивание наружу" по запястью противника еще не завершилось быстро шагнуть впред и проколоть бок противнику (рис.19).

Важные пункты: острие должно вкрутиться с уколом в ребра противника, мысль - на острие меча, путь усилия - от пятки до острия меча.

4."Укрывание меча": из предыдущей позиции вес тела смещается назад, полностью переходя на левую ногу, правая нога шагает в направлении на 45 градусов влево-вперед, одновременно подтянуть правую руку с мечом влево-вперед избегая меча противника ("стрижения наружу" по запястью). Лезвие обращено по диагонали вверх, левая кисть размещена у левой стороны груди, смотреть на правое запястье и правый бок. В этой форме левая нога наполнена, правая нога опустошена, левая нога стремится шагнуть вперед (рис.20).

Важные пункты: движение должно быть быстрым, смысл - избегание укола в ребра.

5.Осаживание запястья: из предыдущей позиции левая нога отталкивается от земли, корпус смещается вперед, правая пятка поворачивается на земле, носок разворачивается на 180 градусов наружу, левая нога шагает вперед с поворотом корпуса, корпус оседает вниз образуя мабу. Острие меча направлено вверх, лезвие обращено наружу, левая ладонь примыкает к правому запястью, выполняется отрезание сверху вниз, смотреть на клинок, клинок перпендикулярен поверхности земли (рис.21).

Важные пункты: копчик прямой, смысл в обращении лезвия наружу - отрезание кисти руки противника держащей меч.

6.Толчок лезвием: из предыдущей позикии левая пятка поворачивается на земле, носок отворачивается наружу примерно на 120 градусов, левая нога отталкивается от земли, подтягивая правую ногу поднять колено, носок свешивается вниз, стопа натягивается, бедро и голень согнуты под прямым углом. Правая рука поднимается с мечом, совершая "вытирающее" движение по шее противника, лезвие обращено вверх, острие меча направлено вправо, клинок горизонтально направлен наружу спереди-сверху от груди; левая кисть раскрыта и размещается слева-сверху от головы; центр правой кисти опустошен, пальцы обхватывают рукоять меча, выполняется "вытирание" вверх. Смотреть на лезвие (рис.22).

Важные пункты: смысл - при поднимании меча выполнить "вспарывание" по промежности и "вытирающее" движение по уязвимым местам на шее противника.

7.Отрубание ноги: из предыдущей позиции правая нога опускается с наружной стороны от левой ноги, ноги становятся в скрещенное положение; одновременно правая рука идет по дуге вниз, лезвие скоблит-отрубает вниз, корпус поворачивается в сторону-назад, смотреть на лезвие; левая ладонь размещается спереди-сверху от груди сбоку-снизу от подбородка (рис.23).

Важные пункты: смысл - быстро повести лезвие вниз и перерубить голень противника.

8.Укол в грудь: из предыдущей позиции правая пятка поворачивается на земле, носок поднимается и поворачивается внутрь примерно на 180 градусов; левая стопа поворачивается наружу на 180 градусов, в результате чего корпус поворачивается на 270 градусов. После поворота корпуса левая нога тут же шагает вперед, после постановки левой стопы правая нога делает шаг, острие меча направляется вперед, меч колет вперед, левая ладонь защищает у правого запястья. Смотреть в направлении острия меча (рис.24).

Важные пункты: смысл - нанести острием укол в грудь противника, движение должно быть ловким.

9."Стрижение запястья" наружу: из предыдущей позиции не смещая ног корпус смещается справа налево, левая ладонь идет вверх размещаясь перед лицом и переворачивается обращаясь центром наружу, правая рука накрывает острием меча сверху внутрь. Смотреть в направлении острия меча (рис.25).

Важные пункты: смысл накрывания районом около острия клинка - в выполнении "стрижения внутрь" по запястью противника.

Примечание: данная форма с мечом-дао "Четыре формы из Западной Ганьсу" должна противостоять форме "Четыре формы из Западной Ганьсу" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(8)Спросить брод и указать дорогу

1.Правая рука переворачивает меч острием вниз, правая нога смещается к положению сзади от левой ноги, образуя позицию со скрещенными ногами; правая рука обращена тыльной стороной влево, клинок обращен тыльной стороной внутрь, правая рука ведет меч по дуге вниз, левая ладонь размещается у верхней части живота, смотреть на клинок (рис.26).

2.Вес тела смещается на правую ногу, левая нога делает шаг вперед, правая рука немного поднимает меч вверх и теснит им влево; левая ладонь размещается перед грудью и толкает вперед, смотреть на клинок (рис.27).

Важные пункты: при движении клинка вниз, подъеме его вверх и ведении по дуге подразумевается, что противника теснят вправо. Когда противник колет мечом, я оттесняю его меч вправо-наружу не давая ему уколоть меня в корпус.

3.Ноги не двигаются, правая рука поднимает меч, на уровне живота клинок размещается горизонтально: с ладонной стороной обращенной вверх правая рука выполняет горизонтальный укол мечом вперед; левая кисть размещается в защитном положении у правого запястья, смотреть в направлении острия меча; правая нога толкает землю, левая нога согнута в колене (рис.28).

Важные пункты: подъем меча и переворачивание меча должны быть полностью согласованы с работой корпуса, при уколе мечом надо толкнуть вперед всем телом. Данная форма должна противостоять форме "Во искупление вины просить о наказании" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(9)Пышный петух клюет головой

1.Продолжая предыдущее движение правая нога делает шаг вперед, острие меча идет вниз. Корпус смещается назад, левая ладонь размещается перед животом, правая рука обращается ладонной стороной наружу, затем переворачивается внутрь чтобы лезвие меча отрубило вправо-назад по жиагонали. Продолжая движение корпус поворачивается вправо, левая нога толкает землю, правая нога сгибается в колене, мечом совершается горизонтальный укол вперед. Левая ладонь размещается основанием у правого запястья, смотреть на переднюю часть лезвия (рис.29,30).

2.Продолжая предыдущее движение шагнуть левой ногой и согнуть ее в колене; одновременно правая рука выполняет мечом горизонтальный укол вперед, оттягивание и отрезание, левая рука нажимает вниз на правое запястье добавляя силы, смотреть в направлении передней части лезвия (рис.31).

Важные пункты: шаг и горизонтальный укол выполняются одновременно, все полностью согласовано.

3.Повторить движение 1, рис.32.

Важные пункты: во время укалывания противника в левую и правую стороны живота и отрезания мечом по его ногам нужно колоть и скоблить лезвием с силой. Данная форма должна противостоять форме "Обратное преследование обезьяны" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(10)Ласточка касается воды

Левая нога делает большой шаг вперед, правая нога тут же немного подшагивает вперед и носком касается земли, присесть вниз, меч двигаясь вперед идет сверху вниз и снова вверх, выполняя скобляще-отрезающее движение и укол, левая рука по-прежнему размещается у правого запястья толкая вперед, лезвие двигается волнообразным движением (рис.33).

Важные пункты: шагнуть надо быстро, копчик прямой. Смысл формы - в вспарывающем уколе в промежность или бедро противника. Данная форма должна противостоять форме "Храбрый орел набрасывается на зайца" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(11)Дикая переправа лодки поперек

Из предыдущего положения правая нога делает большой шаг назад, правая рука поднимает рукоять меча вверх, обращается ладонной стороной наружу, острие меча обращается по диагонали вниз, корпус отходит назад. Левая рука наполовину сжимается в кулак, центр ладони чуть опустошен, мизинец внешней стороной млотно примыкает к середине тыльной стороны клинка, корпус вызывает движение меча, все тело резко поворачивается вправо и тут же возвращется в исходное положение. Затем обе ноги отталкиваются от земли и быстро отпрыгивают на большой шаг назад (примерно на 1м), корпус сохраняет прежнее положение, смотреть на клинок (рис.34,35).

Важные пункты: правая рука должна поднять меч быстро, отбрасывая обеими руками наружу надо использовать силу всего тела. При отпрыгивании назад надо быть яростным, быстрым, целостным. Смысл в том, что когда противник колет мечом, я своим мечом блокирую и отбрасываю его меч наружу и быстро отступаю назад. Данная форма должна противостоять форме "Специалист колет и поднимает" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(12)Дракон взмывает, тигр прыгает

1.Продолжая предыдущее движение левая нога отталкивается от земли, правая нога делает шаг вперед, правая рука одновременно переворачивается, обращаясь ладонной стороной внутрь, меч идет острием вверх и вперед с рубящим ударом, левая ладонь размещается перед грудью (рис.36).

2.Продолжая предыдущее движение левая нога отталкивается от земли и выполняет удар вперед, левая рука хлопает по тыльной стороне левой стопы, вторая нога взмывает в воздух смотреть вперед. Как только левая нога коснется земли, правая рука с мечом тут же выполняет сметание на 360 градусов, корпус следуя движению совершает оборот, выполняется "стопа-вихрь" (рис.37).

Важные пункты: данная форма должна противостоять форме "Летящая переправа Чэнь Цана" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана. Движение должно быть быстрым, словно ветер сметает опавшие листья.

(13)Загородиться слева, отградиться справа

1.Продолжая предыдущее движение корпус взмывает в воздух и делает там оборот, после этого левая нога тут же отступает на шаг назад, с острием направленным вниз меч идет справа влево-вниз по дуге, левая рука размещается у правой стороны живота, правая рука обращена ладонной стороной наружу, лезвие обращено к левой ноге, смотреть на клинок. Смысл - загородиться слева (рис.38).

2.Правая нога снова отступает на шаг назад, правая рука с мечом плотно ей следует, острие направлено по диагонали вниз, правая рука обращена ладонной стороной внутрь, лезвие движется по дуге вправо-назад, левая ладонь размещается у левой стороны поясницы, пальцы распрямлены, центр ладони обращен по диагонали вниз (рис.39).

Важные пункты: отступления левой и правой ног согласованы с отграждениями мечом влево и вправо. Смысл - в отводе меча противника, колющего меня в левую и правую стороны поясницы. Данная форма должна противостоять форме "Приподнять халат и расправить пояс" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(14)Приподнять балку и заменить колонны

Правая нога не двигается, левая нога продвигается на полшага вперед, острие меча поднимается вверх, лезвие толкает по диагонали вперед, левая ладонь основанием примыкает к середине тыльной стороны клинка, правая нога толкает землю, левая нога сгибается в колене, все тело сдвигается вперед, смотреть на лезвие (рис.40).

Важные пункты: данная форма должна противостоять форме "Спрятать за пазухой дощечку для записей" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(15)Заграбастать у колена в разноименном шаге

Левая нога отступает на шаг назад (становясь прямо позади правой ноги), правая нога не двигается, присесть, левое колено упирается в правый подколенный сгиб, ноги складываются образуя себу. Правая рука с мечом идет по дуге вниз, лезвие обращается по диагонали вниз, левая ладонь размещается вертикально, запястье оседает, кисть размещается перед грудью, смотреть в направлении левой кисти (рис.41).

Важные пункты: мысль - в основании левой ладони, корпус не должен перекашиваться, данная форма должна противостоять форме "Спрятать за пазухой дощечку для записей".

(16)Привязать колокольчик на шею тигра

1.Правая нога толкает землю, корпус поднимается, правая рука поднимает меч и размещает его перед грудью, кисть обращается ладонной стороной внутрь, рукоять меча направлена вперед, острие меча направлено назад, лезвие обращено наружу, смотреть в зону перед левой рукой (рис.42).

2.Левая нога делает шаг вперед, правая нога толкает землю, левая нога сгибается в колене, рукоять меча толкает вперед, левая ладонь размещается у правого запястья в районе рукояти меча, смотрет в направлении рукояти меча (рис.43).

Важные пункты: корпус должен действовать как единое целое, верх и низ друг другу следуют, мысль - в тыльной оконечности рукояти меча, данная форма должна противостоять форме "Обычным днем звучит колокольчик" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(17)Шарить в листьях в поисках плодов

1.Правая нога поворачивается на 180 градусов назад-влево, левая пятка поворачивается на земле, носок заворачивается внутрь на 180 градусов, корпус поворачивается на 180 градусов, правая рука ведет меч по дуге снизу вверх, лезвие обращено наружу, левая вертикальная ладонь следует вращению меча, смотреть в направлении острия меча (рис.44).

2.Левая нога отступает на шаг назад, лезвие переворачивается, меч идет поднимающим движением снизу вверх, лезвие обращается по диагонали вверх, вес тела смещается назад, левая вертикальная ладонь размещается перед левой стороной груди, смотреть в направлении острия меча (рис.45).

3.Повторить движение 1, рис.44.

4.Повторить движение 2, рис.45.

Важные пункты: данная форма состоит из четырех движений, четыре отступающих шага с подниманием мечом и движением меча, действия корпуса полностью согласованы, данная форма должна противостоять форме "Развести гриву дикой лошади" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(18)Длинная радуга поперек в воздухе

Тело уравновешивается, поясница поворачивается вправо, правое запястье выполняет обратный переворот обращая меч лезвием вниз, а острием - вперед. Продолжая предыдущее движение левая нога делает шаг вправо образуя гунбу, левая ладонь находится в защитном положении у правого запястья, размещаясь перед грудью, мч колет вперед, смотреть в направлении острия меча (рис.46,47).

Важные пункты: левая нога толкает землю, усилие идет вверх достигая острия меча. Данная форма должна противостоять форме "Опасаться волн и пугаться валов" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(19)Белая обезьяна преподносит фрукт

1.Ноги не двигаются, левая сторона поясницы чуть оттягивается назад, правая рука сгибается в запястье вниз, обращаясь ладонной стороной наружу, меч двигаясь по дуге обращается острием вниз. Тут же двинуться вперед, правая нога делает шаг вперед, острие меча поднимается и размещается диагонально перед грудью, левая ладонь чуть касается тыльной стороны клинка, смотреть вперед (рис.48,49).

2.Левая нога подшагивает вперед и поднимается сгибаясь в колене, носок свешивается вниз, чуть согнутая в колене правая нога толкает землю, образуется позиция на одной ноге, правая рука поднимается вверх обращаясь ладонной стороной наружу, лезвие обращено вверх, клинок размещен поперек передо лбом, левая вертикальная ладонь размещается под мечом, смотреть вправо-вперед-вверх (рис.50).

Важные пункты: правая рука поднимает меч вверх чтобы отбить меч противника. Данная форма должна противостоять форме "Опасаться волн и пугаться валов" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(20)Обвиться вокруг ствола в поисках веток

1.Левая нога ставится на землю слева-спереди под углом 45 градусов, правая нога тут же быстро делает шаг вперед, правая нога сгибается в колене, левая нога толкает землю, правая рука рубит мечом вниз, пальцы левой руки распрямляются, кисть размещается у внутренней стороны правой руки (рис.51,52).

2.Правая пятка поворачивается на земле, носок заворачивается на 180 градусов внутрь, левая нога отступает назад, ноги скрезиваются, корпус поворачивается на 180 градусов, меч вновь рубит сверху вниз, смотреть в направлении острия меча (рис.53). Тут же двинуться вперед, поясница поворачивается влево, правая рука переворачивается внутрь, лезвие обращается по диагонали вверх и поворачивается внутрь на полоборота, смотреть в направлении острия, корпус следует вращению меча. Данная форма должна противостоять первому углу формы "Снующий челнок Нефритовой Девы" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана (рис.54).

3.Левая нога поднимается сгибаясь в колене, носок свешивается вниз, образуется позиция на правой ноге. Правая рука поднимает меч, рукоять направляется вверх, острие направляется вниз, лезвие обращается наружу, левая ладонь плотно примыкая к средней части тыльной стороны клинка толкает вперед, смотреть вправо под углом 45 градусов (рис.55).

4.Левая нога опускается на землю впереди и тут же делает шаг вперед, правая рука выполняет обратное "перемешивание" мечом и делает "скоблящее" движение мечом, острие направляется по диагонали вверх, левая нога отступает назад, ноги скрещиваются, правая пятка поворачивается на земле, носок заворачивается на 180 градусов внутрь. Затем корпус поворачивается на 180 градусов, меч рубит вперед, левая ладонь размещается перед левой стороной груди, пальцы распрямляются, смотреть на клинок (рис.56,57).

Важные пункты: шагнуть вперед и обернуться надо быстро, словно свирепый тигр выходит с гор. Данная форма должна противостоять второму углу формы "Снующий челнок Нефритовой Девы" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

5.Ноги не двигаются, правая рука ведет меч по горизонтали справа налево по дуге, острие направлено вверх, вес тела смещается вправо на правую ногу, левая рука размещается снаружи от левой стороны поясницы, смотреть на клинок (рис.58).

6.Правая рука выполняет обратный переворот запястья, обращая кисть ладонной стороной наружу, рукоять меча направляется вверх, острие меча направляется вниз, меч идет слева направо по дуге, левая нога следуя вращению меча одновремено делает шаг вперед, левая вертикальная ладонь размещается перед грудью, смотреть на клинок (рис.59).

7.Правая рука выполняет переворот запястья, нога делает большой шаг назад, острие идет по дуге вверх размещаясь диагонально, вес тела смещается вперед, левая стопа разворачивается наружу, ноги перекрещиваются, правая пятка поворачивается на земле, носок заворачивается внутрь, корпус поворачивается на полоборота (рис.60,61).

Важные пункты: данная форма должна противостоять третьему углу формы "Снующий челнок Нефритовой Девы" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

8.Продолжая предыдущее движение поднять меч, поднять левое колено оказавшись стоящим на правой ноге, меч обращается острием вниз, лезвие обращается вперед, рукоять направлена вверх, клинок обращен тыльной стороной внутрь, левая ладонь примыкает к тыльной стороне клинка, пальцы направлены вверх. Продолжая предыдущее движение левая стопа полностью становится на землю, нога сгибается в колене, правая нога толкает землю, смотреть в направлении лезвия (рис.62,63).

9.Продолжая предыдущее движение шагнуть правой ногой, пятка ставится на землю, носок приподнят, правая рука переворачивается в запястья изнутри наружу, чтобы меч поднял острие снизу вверх и пошел по дуге вправо. Продолжая предыдущее движение правая стопа полностью становится на землю, поворачиваясь на пятке левая стопа разворачивается назад на 180 градусов, правый носок заворачивается на 180 градусов внутрь (рис.64,65). Данная форма должна противостоять четвертому углу формы "Снующий челнок Нефритовой Девы" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

Важные пункты: "Обвиться вокруг ствола в поисках веток" - это самая важная форма в искусстве действий мечом-дао в тайцзи родичей Ляня и Жана. Она делится на четыре угловых направления, противостоя форме "Снующий челнок Нефритовой Девы" из искусства действий мечом-цзянь. При движении с мечом используются скачки и перепрыжки, движения быстрые, манера своей резкостью напоминает внешние стили ушу. Методы действий корупесом целостные, меч и корпус соединяются воедино.

(21)Ветер играет с цветками груши

1.Левая нога толкает землю, правая нога сгибается в колене и наполняется. Правая рука с мечом переворачивается, кисть обращается ладонной стороной наружу, острие обращается вниз, левая ладонь размещается перед грудью у внутренней стороны правой руки, левая нога опустошается и совершает сметание впереди, правая пятка вращается на земле, совершается один оборот, носок по кругу отворачивается наружу (рис.66).

2.Продолжая предыдущее движение левая нога не двигается, правая нога делает большой шаг вправо, правая рука поднимает меч вверх до уровня лба, острие направлено вниз. Затем корппус совершает один оборот, острие по-прежнему направлено по диагонали вниз. В этой форме левая нога наполнена, правая - опустошена. Продолжая предыдущее движение правая нога распрямляется и пяткой становится на землю, меч выполняет поднимающее движение, а затем следуя движению опускается, смотреть на клинок, левая рука размещена у внутренней стороны правой руки (рис.67-69).

3.Левая нога распрямляется, правая нога сгибается в колене, правая рука направляет острие меча вверх и размещает меч снаруди от левого локтя (рис.70). Тут же левая нога делает шаг вперед, положение меча не меняется, левая рука размещена над правой, пальцы естественно выпрямлены, ладонь вертикальна (рис.71). Затем все тело поворачивается вправо, левая нога не сдвигаясь на пятке заворачивается на 90 градусов внутрь, правая нога смещается назад и размещается справа от левой ноги, образуется положение со скрещенными ногами, корпус поворачивается, совершается поворот на 360 градусов (рис.72).

Важные пункты: данная форма должна противостоять форме "Темный дракон выходит из воды" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана. При тренировке этой формы надо хорошо отработать оборот и скрещение ног.

(22)Лениво поправлять одежду

Правая рука разместив меч горизонтально нажимает лезвием вниз, левая кисть размещается у правого запястья, затем правая нога отступает на шаг назад (рис.73). Продолжая предыдущее движение правая нога делает шаг вперед, правая рука снова размещает меч горизонтально вновь нажимая им вниз, левая рука нажимает на тыльную сторону клинка, смотреть на клинок (рис.74). Затем правая нога снова отступает на шаг назад (рис.73).

Важные пункты: нажатие мечом подобно резке травы. Данная форма должна противостоять форме "Лениво поправить одежду" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(23)Белая змея высовывает язык

Правая нога подшагивает на полшага и чуть касается земли у стороны левой стопы, одновременно запястье переворачивается, кисть обращается ладонной стороной вверх, лезвие обращается вверх, левая рука размещается у внутренней стороны правой руки, тело немного приседает (рис.75). Затем правая нога делает шаг вперед, образуется гунбу, левая ладонь используя тайное усилие толкает меч, смотреть на острие меча (рис.76).

Важные пункты: смысл - в уколе острием вперед. Данная форма должна противостоять форме "Шесть запечатываний, четыре перекрывания" из искусства действий мечом-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана.

(24)Золотой ветер сметает листву

Вес тела смещается назад на левую ногу, правая рука ведет меч по большой дуге вниз, затем вращаясь поднимает меч вверх, острие меча направлено вверх, затягивающее движение подает вверх левую ногу, острие меча направляется вниз, когда клинок проходит над головой, то левая нога поднимается, носок направляется вниз, левая вертикальная ладонь размещается над коленом, образуется позиция на одной ноге, правая рука описывает мечом вертикальный круг, смотреть на пальцы левой руки (рис.77-79).

Важные пункты: в этом движении надо добиваться большой красоты, урегулировать дыхание.

(25)Цветы опадают, воды красны

Продолжая предыдущее движение левая нога ставится на землю, носок приподнят, острие меча движется вниз, опускаясь слева от тела, правая нога наполнена, левая опустошена. Левая ладонь размещается у левой стороны поясницы (рис.80). Затем левая стопа наполняется, правая пятка поднимается, меч продолжая движение по кругу поднимается вверх, смотреть в направлении острия меча (рис.81). Тут же, когда правая рука поднимется выше уровня поясницы, правая нога вновь шагает вперед. Когда правая рука поднимется до уровня плеч, лезвие рубит по горизонтали вперед, левая нога толкает землю, правая нога сгибается в колене, затягивая тело в форму "Одиночный хлыст", смотреть в направлении правой руки с мечом (рис.82).

(26)Отрубить чертовщину под корень

Левая нога делает шаг вперед, правая рука с мечом идет по большой дуге назад, корпус поворачивается на 180 градусов, острие направляется по диагонали вниз выполняя рубку, левая нога сгибается в колене, смотреть в направлении острия меча, левая ладонь толкает влево-вперед (рис.83).

(27)Вверить себя благости Будды

1.Корпус медленно располагается прямо, правая рука вспарывает острием меча вверх, лезвие обращается вверх, левая ладонь вертикальна, размещена на уровне левого плеча, центр ладони обращен наружу, смотреть на клинок (рис.84).

2.Левая рука медленно возвращается, правая рука с мечом медленно возвращается и размещается перед грудью, острие направляется вверх, лезвие обращается вперед, левая кисть размещается у внутренней стороне правого запястья, осесть вниз образуя баньмабу, смотреть на рукоять меча (рис.85,86).

(28)Заключительная форма:
пять корзин все пусты

1.Тело принимает прямую мабу, левая рука принимает из правой рукоять меча, четыре пальца обхватывают гарду, средний палец выпрямляется вниз, клинок тыльной стороной примыкает к левому предплечью, острие направлено вверх, лезвие обращено наружу, правая ладонь обращается центром вниз, пальцы раскрыты, смотреть горизонтально вперед (рис.87).

2.Подтянуть левую ногу, стопы параллельны, руки описывают небольшие вертикальные круги, ноги распрямляются, тело выпрямляется, смотреть прямо вперед, урегулировать дыхание, вернуться в исходное положение (рис.88).


Комментарий: как с мечом-дао, так и с мечом-цзянь можно тренироваться как в одиночку, так и в паре. После натренировывания можно брать отдельные формы для отработки в паре, к примеру отрабатывать "Обвиться вокруг ствола в поисках веток" с мечом-дао против "Снующий челнок Нефритовой Девы" с мечом-цзянь. Также можно отрабатывать весь комплекс с мечом-дао против всего комплекса с мечом-цзянь, можно составить парный комплекс самостоятельно. Однако продвигаться вперед можно лишь на базе полностью наработанных комплексом с мечом-дао и мечом-цзянь. Иначе иначе не только не удастся натренироваться, но и можно получить травму от меча.

Hosted by uCoz